тел.: (057) 707-64-64
                  707-60-66
                  751-18-30

e-mail: ntu.kpi.at@gmail.com
Facebook, Instagram


Специальность:
Автомобильний транспорт


Специализация:
Автомобили и автомобильное хозяйство. (Разработка технологий эксплуатации и ремонта; автотехническая экспертиза; диагностика систем автомобиля и предпродажная подготовка; организация и оптимизация перевозок; маркетинговые исследования рынка отечественных и зарубежных автомобилей; выполнение менеджерских функций).



Специальность:
Отраслевое машиностроение


Специализация:
Автомобили и тракторы. (Разработка новой техники с использованием систем компьютерного проектирования и современных информационных технологий; аналитическое и экспериментальное исследование и оптимизация конструктивных решений; организация и проведение научно-исследовательских работ в области автотракторостроения).




Вестник НТУ "ХПИ" Сборник научных трудов.
Тематический выпуск Автомобиле - и тракторостроение.


Сборник выпускается с 2002г. Содержит материалы отечественных и зарубежных научных школ по современным проблемам автомобиле- и тракторостроения. Всего выпущено 8 выпусков.



Вестник "ХПИ" Сборник научных трудов.
Конструирование и исследование тракторов.


Выпускается с 1968 года. Действовал до 1991г. Cтатьи по динамике движения трактора с механической и гидрообъемной трансмиссиями, устойчивости движения и управляемости, нагрузкам в ходовой части, вопросам автоматизации управления режимов работы агрегата, математического моделирования динамических объектов.



Вестник НТУ "ХПИ.
Сборник научных трудов. Тематический выпуск "Транспортное машиностроение"


Основан в 2001 году. Всего вышло 8 выпусков. В сборнике представлены теоритические и практические результаты исследований и разработок, выполненных преподавателями высшей школы, аспирантами, научными сотрудниками ...

В 1930 году в Харьковском механико-машиностроительном институте, ныне НТУ «ХПИ», с учетом пуска в строй в 1931 году Харьковского тракторного завода (АО «ХТЗ») создан автотракторный факультет (факультет транспортного машиностроения) и профильная кафедра тракторостроения ( кафедра «Автомобиле- и тракторостроения»). Кафедра создавалась вместе с заводом, с четкими целями: а) обеспечения трактор-ного гиганта кадровым потенциалом и б) развитием конструкций и создания новых прогрессивных тракторов в общих роботах с заводом. Все эти 85 лет НТУ «ХПИ», факультет транспортного машиностроения и кафедра неразрывно связаны с Харьковским тракторным заводом, вместе внося достойный вклад в развитие мировой научной мысли в области тракторостроения, помогая заводу в создании новых тракторов.



Обсуждение работ по ГОМТ у генерального директора ПАТ «ХТЗ». Слева направо: главный конструктор АО «ХТЗ» Бухалов В.В.,зав. кафедрой «Автомобиле- и тракторостроения» Самородов В.Б.,директор технический АО «ХТЗ» Аносов В.И., генеральный директор АО «ХТЗ» Губин В.В., проректор по научной работе НТУ «ХПИ» Марченко А.П., председатель ученого совета НТУ «ХПИ», советник ректора Товажнянский Л.Л.,ректор НТУ «ХПИ» Сокол Е.И., декан факультета транспортного машиностроения Епифанов В.В.

9 октября 2015 года, кафедра «Автомобиле- и тракторостроения» НТУ «ХПИ», отметила свой 85-летний юбилей, в ноябре-декабре - 50 лет факультету транспортного машиностроения и 130 лет самому НТУ «ХПИ». К этим юбилеям реализован важнейший совместный с АО «ХТЗ» проект по выведению украинского тракторостроения на мировой уровень. Учеными кафедры «Автомобиле- и тракторостроения» НТУ «ХПИ» в тесном сотрудничестве со специалистами АО «ХТЗ» впервые на постсоветском пространстве разработаны и собственными силами и средствами АО «ХТЗ» изготовлены двухпоточные бесступенчатые гидрообъемно-механические трансмиссии (ГОМТ-1С) для колесных тракторов с мощностью двигателя в диапазоне 160 – 175 кВт (170...240 л.с.).

Опытный образец ГОМТ-1С впервые синтезирован от идеи и патентов до конструкторской документации учеными и конструкторами на профильной кафедре НТУ «ХПИ» с целью повышения производительности, улучшения эргономичности и конкурентоспособности тракторов производства АО «ХТЗ». ГОМТ-1С является сложным наукоемким объектом. Опытные образцы бесступенчатой трансмиссии в течении всего 8 месяцев 2014 года изготовлены специалистами-профессионалами АО «ХТЗ». Инновационная оригинальная бесступенчатая трансмиссия защищена патентами и научными публикациями.

Опытные образцы новой трансмиссии уже изготовлены, проведены заводские стендовые испытания, подтвердившие функциональность и заложенные в конструкцию бесступенчатой ГОМТ-1С технические показатели . Новая бесступенчатая ГОМТ-1С установлена на трактор ХТЗ-21021 с двигателем Д-260, на котором первостепенное внимание было уделено (январь-март 2015 г.) исследованию торможения машины, как важнейшему фактору безопасности. Работа спроектированной ГОМТ в составе колесного трактора привносит свои особенности в процесс торможения, существенно повышая его эффективность.

Новая бесступенчатая трансмиссия АО «ХТЗ» показала свою высокую функциональность, отсутствие выхода из строя каких либо элементов и продолжает испытываться в различных технологических режимах в хозяйствах Харьковской области (500 моточасов эксплуатации). Так на культивации производительность трактора ХТЗ-21021 с ГОМТ составляет 4 га/час , то есть, на 9% выше, чем у трактора ХТЗ-17221-09-17 (3,67 га/час). На диско-вании производительность трактора ХТЗ-21021 с ГОМТ составляет 2,53 га/час , то есть, на 22% выше, чем у трактора ХТЗ-17221-09-17 (2,07 га/час).



Трактор ХТЗ-21021 с бесступенчатой ГОМТ-1С, первая полоса вспашки с ГОМТ-1С на испытаниях в «Элитном»



Трактор ХТЗ-21021 с бесступенчатой ГОМТ-1С дискование на испытаниях в ООО «Агрофирма Репина»

Новая бесступенчатая трансмиссия ГОМТ -1С вызвала большой интерес среди аграриев и специалистов в отрасли сельхозмашиностроения на международной выставке «АгроСАЛОН – 2014» в Москве, на международных форумах по возрождению фермерских хозяйств в Украине «АгроПорт – 2014» и «АгроПорт – 2015» в Харькове. Впервые на выставке «АгроПорт – 2015», которая проходила 15-17 октября был представлен новый трактор ХТЗ-242К, оснащенный новой трансмиссией ГОМТ -1С и ГОМТ нового поколения в стендовом формате.

В настоящее время полным ходом идет изготовление первой партии тракторов с бесступенчатой трансмиссией ГОМТ-1С в количестве 12 штук, над чем сегодня активно работает менеджмент, специалисты, рабочие АО «ХТЗ», ученые и аспиранты НТУ «ХПИ».

Полным ходом идет изготовление первой партии тракторов с бесступенчатой трансмиссией ГОМТ-1С в количестве 12 штук, над чем в настоящее время активно работает менеджмент, специалисты, рабочие АО «ХТЗ», ученые и аспиранты НТУ «ХПИ».



Заведующий кафедрой «Автомобиле- и тракторостроения» и студенты кафедры у стенда ГОМТ-1С на выставке «АгроПорт – 2015

Творческие инициативы ученых, конструкторов и производственников, их эффективную совместную работу постоянно поддерживают: генеральный директор АО «ХТЗ» Губин В.В. (выпускник НТУ «ХПИ» 1998 г.), технический директор АО «ХТЗ» Аносов В.И., ректор НТУ «ХПИ» Сокол Е.И., проректор по научной работе Марченко А.П., председатель ученого совета НТУ «ХПИ», советник ректора Товажнянский Л.Л., декан факультета транспортного машиностроения Епифанов В.В.

Очень важно сохранять и укреплять деловое сотрудничество нашего университета и харьковского тракторного завода. ХПИ и ХТЗ – это классический пример взаимосвязи науки и производства. Многие из нас несут возможно даже историческую ответственность за сохранение и укрепление этого союза гигантов.

Совместно с НТУ «ХПИ» кроме активной научно-практической работы с АО «ХТЗ» в период 2010-2013 гг. был создан мощный научно-производственный центр по разработке бесступенчатых трансмиссий для транспортных средств в Индустриальной группе «Украинская промышленная энергетическая компания» (ИГ «УПЭК»). В рамках Учебно-научно-производственного комплекса «Техноград», который является особой формой сотрудничества между НТУ «ХПИ» и АО «УПЭК», в 2010 году на базе научной лаборатории по проблемам бесступенчатых и гибридных трансмиссий кафедры «Автомобиле- и тракторостроения» было создано управление разработок гибридных приводов и бесступенчатых трансмиссий (УР ГПБТ). Это управление является подразделением Объединенного инженерного центра АО «УПЭК» и ориентировано на разработку новейших конструкций гибридных приводов и бесступенчатых трансмиссий с высокой долей интеллектуальной составляющей для их применения в транспортном и сельскохозяйственном машиностроении. Возглавлял указанное управление в период 2010-2013 гг. докт. техн. наук проф. Самородов В.Б., заведующий кафедрой «Автомобиле- и тракторостроения» НТУ «ХПИ», академик Академии высшего образования Украины.



Коллектив УР ГПБТ – ученые и преподаватели кафедры «Автомобиле- и тракторостроения» НТУ «ХПИ»

Управление разработок гибридных приводов и бесступенчатых трансмиссий АО «УПЭК» явилось первым в Украине учебно-научно-конструкторским подразделением по созданию на основе системного анализа и современных информационных технологий бесступенчатых силовых приводов для использования в перспективных автомобилях, тракторах, железнодорожных локомотивах, шахтных дизельных поездах, дорожно-строительных машинах и т.п. Управление выполняет полный цикл работ по созданию гибридных приводов или бесступенчатых трансмиссий – от идеи до воплощения в металл и установки в конкретную мобильную машину в целях повышения технико-экономических, эргономических показателей, а также ее конкурентоспособности.

В тесном творческом контакте с кафедрой «Автомобиле- и тракторостроения» НТУ «ХПИ» и ООО «Украинское конструкторское бюро трансмиссий и шасси» разработана оригинальная бесступенчатая гидрообъемно-механической трансмиссии для трактора мощностью 350 л.с.



Выпускники выпускники кафедры «Автомобиле- и тракторостроения» НТУ «ХПИ», специалисты ООО «УКБТШ»

В последние годы именно ученые НТУ «ХПИ», инженеры и производственники АО «ХТЗ им. Орджоникидзе», специалисты ИГ «УПЭК», первые и пока единственные в Украине активно занимаются созданием тракторов и автомобилей с перспективными бесступенчатыми трансмиссиями.

История кафедры была бы не полной, если бы мы не вспомнили о второй учебной специальности на кафедре «Автомобиле- и тракторостроения». На кафедре в 2004 году при поддержке ректората и декана факультета проф. Епифанова В.В. была открыта новая специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство». Кафедра, имея квалифицированных преподавателей, оснащенную базу лаборатории по автомобилям и тракторам, активно включилась в работу. Благодаря поддержке ректора для улучшения материальной части при подготовке специалистов в направлении «Автомобильный транспорт» в распоряжение кафедры были переданы автомобиль БМВ, джип Форд, приобретён дорогостоющий много функциональный диагностический комплекс фирмы Бош, предоставлен учебный класс- бокс на улице Веснина. Для обучения и повышения квалификации преподаватели Мирошниченко Н.В. и Беспалько А.Ю. были направлены в г. Киев в официальное представительство фирмы Бош в Украине.





Защита дипломных проектов 2020

Шесть военнослужащих 92 отдельной механизированной бригады Мазур В.В., ОБЕРЕМКО В.А., ХРИСТЯНИН Д.А., Булгакова П.Ю., Редько Д.В., Коноплев Д.С. успешно защитили дипломные проекты и получили дипломы высшего образования по образовательным уровнем «бакалавр» по специализациям «Автомобили и автомобильное хозяйство» и «Автомобили и тракторы ».
Сотрудничество кафедры с бригадой осуществляется с 2014 г.. По состоянию на осенний семестр 2020 зачислены на обучение по специальностям кафедры 22 военнослужащего - участника боевых действий.

проф. Самородов В.Б., доц. Краснокуцкий В.Н. и студенты-военнослужащие проф. Самородов В.Б., доц. Краснокуцкий В.Н. и студенты-военнослужащие




Встреча со стейкхолдерами для выпускников и студентов страших курсов

12 апреля 2019 на кафедре прошла ежегодная встреча студентов старших курсов с представителями стейкхолдеров. Студенты получили необходимую информацию о требованиях к соискателям, а также смогли задать насущные вопросы менеджерам по кадрам в непринужденной обстановке. Заинтересованность бакалаврами и магистрами по специализациям «Автомобили и автомобильное хозяйство» и «Автомобили и тракторы» проявили:

- ООО «АД» «СОЛЛИ ПЛЮС», руководитель сервиса «Volkswagen», Фадеев Владислав Вячеславович.

- ДП «Автотрейдинг-Харьков», заместитель директора по производству, Голяков Олег Юрьевич.

- Х-MOTORS, TRUCK MOTORS, директор (TRUCK MOTORS), Яковенко Андрей Николаевич.

- МАСТЕР-СЕРВИС, ведущий менеджер по персоналу, Шлапак Ольга Юрьевна, рекрутер, Горпиченко Дарья Ивановна.

- ООО «Омега», менеджер по подбору и развитию персонала, Третьякова Ирина Николаевна, менеджер по подбору и развитию персонала, Ожерельева Ирина Владимировна.

- ТОВ «УКБТШ» (Украинское конструкторское бюро трансмиссий и шасси), главный конструктор, Гриненко Алексей Анатольевич.

- ООО СПК (Слобожанская промышленная компания), главный инженер, Харланцев Александр Александрович.

- ООО НПО Вертикаль, HR Manager, Багрянцева Юлия Сергеевна.

Кафедра "Автомобиле- и тракторостроения" благодарит Всех участников встречи.



Студенты кафедры задают вопросы стейкхолдерам Студенты кафедры задают вопросы стейкхолдерам


Главный конструктор ООО «УКБТШ» , Гриненко Алексей Главный конструктор ООО «УКБТШ» , Гриненко Алексей


HR Manager ООО НПО Вертикаль Багрянцева Юлия HR Manager ООО НПО Вертикаль Багрянцева Юлия


Главный инженер ООО СПК Харланцев Александр Александрович Главный инженер ООО СПК Харланцев Александр Александрович


Директор TRUCK MOTORS Яковенко Андрей Николаевич Директор TRUCK MOTORS Яковенко Андрей Николаевич


ООО «Омега», менеджер по подбору и развитию персонала, Третьякова Ирина Николаевна, менеджер по подбору и развитию персонала, Ожерельева Ирина Владимировна. ООО «Омега», менеджер по подбору и развитию персонала, Третьякова Ирина Николаевна, менеджер по подбору и развитию персонала, Ожерельева Ирина Владимировна.


МАСТЕР-СЕРВИС, ведущий менеджер по персоналу, Шлапак Ольга Юрьевна, рекрутер, Горпиченко Дарья Ивановна МАСТЕР-СЕРВИС, ведущий менеджер по персоналу, Шлапак Ольга Юрьевна, рекрутер, Горпиченко Дарья Ивановна




Делегации ЧАО «Гидросила Груп» на кафедре "Автомобиле- и тракторостроение"

В ходе визита делегации ЧАО «Гидросила Груп» в НТУ «ХПИ» кафедру "Автомобиле- и тракторостроение" посетил Председатель Наблюдательного совета Павел Штутман. Цель визита на кафедру — определение направлений перспективного сотрудничества. Павел Штутман ознакомился с лабораторией кафедры, тематикой научных исследований и пообщался с ведущими преподавателями.

Павел Штутман (ЗАО «Гидросила Груп»), Евгений Сокол (НТУ Павел Штутман (ЗАО «Гидросила Груп»), Евгений Сокол (НТУ "ХПИ"), Вадим Самородов (НТУ "ХПИ" каф. "АиТ")


Павел Штутман (ЗАО «Гидросила Груп»), Евгений Сокол (НТУ Павел Штутман (ЗАО «Гидросила Груп»), Евгений Сокол (НТУ "ХПИ"), Вадим Самородов (НТУ "ХПИ" каф. "АиТ")


Лабораторный стенд трактора Т150-К (НТУ Лабораторный стенд трактора Т150-К (НТУ "ХПИ" каф. "АиТ")




XV Международная специализированная выставка "Оружие и безопасность 2018"

С 09 по 12 октября 2018 г. на территории Международного выставочного центра состоялась XV Международная специализированная выставка "Оружие и безопасность 2018", организованная в едином формате с XI Международным авиакосмическим салоном "Авиасвит ХХІ" и XVII Международной специализированной выставкой "Технологии защиты / ПожТех 2018". Уже несколько лет подряд выставка символично проводиться накануне Дня защитника Украины. НТУ ХПИ был представлен несколькими стендами, в том числе разработкой кафедры "Автомобиле- и тракторостроения"

проф. Самородов В.Б. с магистрами Стамбульского технического унаверситета в ходе посещения ПАТ проф. Самородов В.Б. с магистрами Стамбульского технического унаверситета в ходе посещения ПАТ "Гидросила" г. Кропивницкий


Заместитель министра образования и науки Украины Стриха М.В. (второй слева) и проректор НТУ Заместитель министра образования и науки Украины Стриха М.В. (второй слева) и проректор НТУ "ХПИ" Марченко А.П. (второй справа) на стенде НТУ "ХПИ"


Делегация из Турции на стенде НТУ Делегация из Турции на стенде НТУ "ХПИ"


Рабочий момент на экспозиции НТУ Рабочий момент на экспозиции НТУ "ХПИ"




Примеры успешного трудоустройства выпускников кафедры - Лимаренко Егор Витальевич

Выпускник кафедры 2013 года по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» (академическая группа группа ТМ-78А).
В 1998-2008 гг. учился в Харьковской гимназии №169. С самого детства моим увлечением были автомобили и все что с ними связано. В 2008г поступил в НТУ "ХПИ" на кафедру Автомобиле и тракторостроения. В 2013г в окончил ВУЗ и получил квалификация магистра группа.
Во время своего обучения неоднократно проходил практику в ООО «АД «Солли- Плюс», что в дальнейшем сыграло огромную роль при моем выборе сферы деятельности в сервисе, поскольку удалось детально изучить все процессы и их взаимосвязи на предприятии. Свою профессиональную деятельность как мастер-приемщик марки автомобилей Volkswagen в ООО «АД «Солли-Плюс» начал в 2015г. где успешно работет по сегодняшний день.
В 2016 году награжден импортером ТОВ «Порше Украина» поездкой в Германию на производственные мощности концерна Volkswagen в Вольфсбург за один из лучших результатов CSS (Исследование удовлетворенности клиентов в продажах и послепродажном обслуживании). 7 ноября 2016 года переведен на должность «руководителя сервиса» отделения SKODA в Международном Автомобильном Холдинге «Солли-плюс».

Руководитель отдела сервиса Руководитель отдела сервиса


На рабочем месте На рабочем месте


В автосалоне Солли Плюс Skoda В автосалоне Солли Плюс Skoda




Примеры успешного трудоустройства выпускников кафедры

Студент кафедры Евдощенко Игорь Гарриевич. Академическая группа ТМ-20бм. Специальность: Отраслевое машиностроение, Специализация: Автомобили и тракторы.
Успешно работает инженером конструктор, начальником бюро трансмиссии в Слобожанской промышленной компании - одном из крупнейших производителей сельскохозяйственных тракторов 3-4 класса серии "Слобожанец" и специальных машин на их базе, успешно выполняя задачи контроля документации, чертежей, деталей.

Евдощенко Игорь ТМ-20бм Евдощенко Игорь ТМ-20бм


Трактор ХТА-200 с пятикорпусным оборотным плугом ПО-5 Трактор ХТА-200 с пятикорпусным оборотным плугом ПО-5


Трактор ХТА-200 с дисковым лющильником СН-8 Трактор ХТА-200 с дисковым лющильником СН-8


Траншейный цепной экскаватор ЭТЦ-200 Траншейный цепной экскаватор ЭТЦ-200


Маневреный мотовоз ММТ-3 Маневреный мотовоз ММТ-3




Стратегическое сотрудничество НТУ "ХПИ" и АО "ХТЗ"

Кафедра АиТ НТУ "ХПИ" и АО "ХТЗ" продолжают работы по постановке на серию новых безступенчатых ГОМТ на трактора производства АО "ХТЗ". Генеральный директор АО "ХТЗ" Коваль А.А. и директор технический АО "ХТЗ" Пивовар В.С. проверяют подготовку очередной безступенчатой трансмиссии перед установкой на трактор 242К. Пояснение дает д.т.н проф. Самородов В.Б.

Начальник цеха Зуб Н.Р., дир. технический Пивовар В.С., ген. директор Коваль А.А., Самородов В.Б., ГИП Полищук П.П., Аврунин Г.А. Начальник цеха Зуб Н.Р., дир. технический Пивовар В.С., ген. директор Коваль А.А., Самородов В.Б., ГИП Полищук П.П., Аврунин Г.А.


К работе на заводе активно привлекаются студенты профильных групп 4-го курса в ходе производственной практики К работе на заводе активно привлекаются студенты профильных групп 4-го курса в ходе производственной практики


В процессе вводного инструктажа В процессе вводного инструктажа


на испытательном участке на испытательном участке


студенты кафедры на производственной практике студенты кафедры на производственной практике




Встреча студентов кафедры с работодателями

05 апреля 2017 г. на кафедре «Автомобиле - и тракторостроение» состоялась встреча студентов 4-6 курсов специальностей «Автомобили и тракторы» и «Автомобили и автомобильное хозяйство» с потенциальными работодателями:
АО «ХТЗ» - главный конструктор Шаповалов Юрий Константинович;
«Слобожанская промышленная компания» - главный конструктор Трофимченко Александр Александрович;
ГП «ХЗТУ» - главный конструктор Байцур Михаил Николаевич;
«Велмаш-Украина» - главный конструктор Коваль Юрий Васильевич.

Встреча студентов кафедры с работодателями 2017 Встреча студентов кафедры с работодателями 2017


Встреча студентов кафедры с работодателями 2017 Встреча студентов кафедры с работодателями 2017


Встреча студентов кафедры с работодателями 2017 Встреча студентов кафедры с работодателями 2017


Встреча студентов кафедры с работодателями 2017 Встреча студентов кафедры с работодателями 2017




Презентация научных разработок кафедры

Сегодня аграрный сектор является мощным движителем экономики Украины – именно он является стратегическим вектором развития десятков отраслей промышленности и обеспечивает продовольственную и энергетическую безопасность государства. Фундаментом развития аграрного сектора является создание и эффективное использование колесных и гусеничных тракторов в сочетании с современными высоко производительными навесными сельскохозяйственными орудиями.

Количество моделей тракторов с бесступенчатыми гидрообъемно-механическими трансмиссиями (ГОМТ) с каждым годом значительно увеличивается, что свидетельствует об их неоспоримых преимуществах, а именно: ГОМТ позволяет выбрать оптимальные, соответственно агротехническим требованиям и погодным условиям режимы работы по скорости и тяговому усилию; снижает топлива, облегчает труд тракториста и улучшает эргономику трактора в целом, в результате чего повышается производительность труда; ГОМТ повышает надежность работы двигателя и механической части трансмиссии благодаря демпфирующим свойствам рабочей жидкости гидропередачи; ГОМТ существенно повышает эффективность и надежность тормозной системы трактора; ГОМТ позволяет получить малые устойчивые «ползучие» скорости, выполняя роль «активного» ходоуменьшителя, которые расширяют функциональные возможности трактора и чрезвычайно удобны при агрегатировании различного технологического оборудования.

Одним из научных направлений кафедры «Автомобиле- и тракторостроения» Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» (НТУ «ХПИ») является структурный и параметрический синтез бесступенчатых гидрообъемно-механических трансмиссий (ГОМТ) сельскохозяйственных тракторов и комбайнов.

Опытный образец ГОМТ впервые синтезирован, разработан в НТУ «ХПИ» и изготовлен на АО «ХТЗ» с целью повышения производительности и существенного улучшения эргономичности трактора. ГОМТ является наукоемким объектом, защищен патентами и научными публикациями. Научное сопровождение по проекту ГОМТ и авторский надзор в процессе изготовления проводилось при участии НТУ «ХПИ». Созданная НТУ «ХПИ» и АО «ХТЗ» оригинальная бесступенчатая гидрообъемно-механическая трансмиссия, впервые на постсоветском пространстве успешно испытана на тракторах серии ХТЗ-170/240 и рассчитана на двигатели мощностью 125…176 кВт (170...240 л.с.).

Применительно к трактору ХТЗ-242К ГОМТ имеет 4 технологических тягово-скоростных диапазона при движении вперед до скоростей 9,6 км/ч; 13,2 км/ч; 22,0 км/ч и до максимальной скорости 40,0 км/ч и 2 - при движении назад до 21,0 км/ч и до 40,0 км/ч, на каждом из которых бесступенчато регулируется скорость и тяговое усилие трактора.

Синтез конструктивных параметров ГОМТ осуществлен по принципу максимума КПД при реализации основных технологических операций при эксплуатации трактора (вспашка, дискование, боронование, культивация, посев, транспортировка прицепа и пр.). Это обеспечивает эффективную работу трактора при работе двигателя как в режимах реализации максимальной мощности, так и при минимальном расходе топлива. Средний КПД ГОМТ в интервале скоростей от 5 км/ч до 40 км/ч - 0,82.

ГОМТ обеспечивает эффективное комплексное торможение дополнительно к штатной пневматической тормозной системе трактора за счет диссипации энергии в гидравлической ветви мощности.

Именно этой разработкой заинтересовались представители Турецкого агропромышленного комплекса. В преддверии посещения ВУЗа иностранными инвесторами кафедру посетил ректор НТУ "ХПИ" проф. Сокол Е.И.

ХТЗ-170/240 ХТЗ-170/240


на презентации присутствовал декан ТМ факультета на презентации присутствовал декан ТМ факультета


Представление опытного образца ректору НТУ Представление опытного образца ректору НТУ "ХПИ"


Представление опытного образца ректору НТУ Представление опытного образца ректору НТУ "ХПИ"


Коллектив сотрудников и студентов НТУ Коллектив сотрудников и студентов НТУ "ХПИ"


Наставление студентам старших курсов Наставление студентам старших курсов




Экскурсия к потенциальному работодателю ПАО «Харьков-Авто»

09.09.2016 по приглашению генерального директора ПАО «Харьков-Авто» Семирня Сергей Васильевич студенты 4-5 курса дневного обучения посетили помещения автосалона Mercedes, Jeep, Kia, Opel, Cherry и другие по адресу п.г.т. Писочин, ул. Крупской, 15.

Сергей Васильевич, являясь руководителем крупнейшего регионального автомобильного центра страны, лично провел экскурсию по участкам предпродажной подготовки, сервисного, гарантийного и постгарантийного обслуживания, участкам восстановительного ремонта. По результатам такой встречи трое студентов старших курсов изъявили желание работать на постоянной основе.

ПАО «Харьков-Авто» на протяжении последних 3-х лет является постоянной базой практики кафедры «Автомобиле- и тракторостроения», а в этом году Сергею Васильевичу предложено быть руководителем ГЭК по защите бакалаврских дипломов.



Харламова Екатерина на рабочем месте Харламова Екатерина на рабочем месте


Соляник Дмитрий - выпускник кафедры Аит Соляник Дмитрий - выпускник кафедры Аит


Стеденты 4-5го курса на экскурсии Стеденты 4-5го курса с руководителями академических групп


Харламова Екатерина Харламова Екатерина студентка 5-го курса




Выпускники кафедры в рядах патрульной полиции

12 ноября в НТУ "ХПИ" прошло мероприятие «Безопасность автомобильного движения». В его рамках состоялась встреча инспекторов Харьковской новой патрульной полиции с преподавателями, сотрудниками и студентами университета – владельцами автотранспорта. Среди инспекторов новой патрульной полиции - выпускник кафедры - Церковный Евгений.

Церковный Евгений Церковный Евгений


Церковный Евгений Церковный Евгений




Студенты Харьковского Политехнического Института на стенде ХТЗ

Студенты Харьковского Политехнического Института на стенде ХТЗ. Выставка АГРОПОРТ-2014. г. Харьков, 16-18 октября 2014 г
В кадре технический директор АО "ХТЗ" Аносов Вадим Иванович

frame width="450" height="300" src="https://www.youtube.com/embed/WTK6RziF9qU" frameborder="0" allowfullscreen>



На АО ХТЗ запустили первый трактор с бесступенчатой трансмиссией, разработанной учеными НТУ «ХПИ» и специалистами завода

В течение нескольких месяцев разработка ученых внедрялась и проходила испытания в стендовх условиях, и теперь первый трактор продемонстрировал свои новые возможности, приобретенные, благодаря новой бесступенчатой трансмиссии.

На церемонии запуска присутствовали: Генеральный директор АО «ХТЗ» В.В. Губин, технический директор АО «ХТЗ» В.И. Аносов, и.о. ректора НТУ «ХПИ» д.т.н., профессор А.П.Марченко, проректор НТУ «ХПИ», д.т.н., профессор Л.Л.Товажнянский, проректор НТУ «ХПИ», д.т.н., профессор Е.И. Сокол, заведующий кафедрой автомобиле- и тракторостроения» НТУ «ХПИ», зам. технического директора АО «ХТЗ» д.т.н., профессор В.Б.Самородов, декан факультета транспортного машиностроения НТУ «ХПИ», профессор В.В. Епифанов и др.

Новая трансмиссия благодаря принципу бесступенчатости, т.е. плавности управления скоростью и тяговым усилием, увеличивает производительность тракторов, экономит топливо и одновременно с этим существенно уменьшает психофизические нагрузки на тракториста. Созданная двухпоточная бесступенчатая гидрообъемно-механическая трансмиссия для линейки колесных тракторов АО «ХТЗ» - первая оригинальная на постсоветском пространстве трансмиссия, которая уже защищена патентами. При этом она значительно дешевле зарубежных аналогов и позволяет тракторам производства ХТЗ оставаться в бюджетном сегменте рынка, что повышает их конкурентоспособность. «Около двух лет назад НТУ «ХПИ» и ХТЗ подписали договор о стратегическом партнерстве, и уже сегодня он дал реальные плоды. Вместе мы создали продукт, который способен достойно конкурировать на мировом рынке, обеспечивая высокую производительность, качество и при этом оставаться в прежнем ценовом сегменте бюджетной техники. Трактор с новой бесступенчатой трансмиссией будет представлен на выставке в Ганновере (Германия) и надеюсь, заинтересует еще больше потенциальных покупателей», - Владислав Губин.

Новая бесступенчатая трансмиссия дает ряд преимуществ: обеспечивает плавное бесступенчатое регулирование работой трактора, позволяя выбрать оптимальное по агротехническим требованиям и погодным условиям режимы по скорости и тяговому усилию; повышает производительность труда; облегчает труд тракториста и улучшает эргономику трактора в целом; способствует повышению надежности работы двигателя и тормозной системы трактора; снижает расход топлива, а также имеет цену, меньшую в разы, чем у ведущих мировых производителей. Еще одним важным достоинством новой трансмиссии является то, что она ориентирована не только на установку в новые трактора серии ХТЗ-170/240, но может использоваться на вторичном рынке для тракторов серий ХТЗ-150К, 170 и 172.

Андрей Марченко поблагодарил руководство завода прежде всего за то, что именно нынешние руководители ХТЗ поверили в научный потенциал ученых НТУ «ХПИ», профильной кафедры «Автомобиле- и тракторостроение» и дали им возможность воплотить их замысел по созданию оригинальной бесступенчатой трансмиссии. Он также выразил надежду, что и в дальнейшем будут реализовываться инновационные наукоёмкие проекты, появление которых просто невозможно без тесного сотрудничества научного учреждения и промышленного предприятия.

Леонид Товажнянский отметил: «Сначала была идея, которая объединила творческие коллективы ученых НТУ «ХПИ» и ХТЗ. Ею загорелись все – от ведущих ученых и инженеров до молодых сотрудников. Общими усилиями они создали новый образ трактора ХТЗ с бесступенчатой трансмиссией, который стал своего рода символом успешного сотрудничества предприятия и университета. Такая схема сотрудничества была популярной и раньше, когда существовало много НИИ, а сейчас мы возвращаемся к тому же: под одной крышей разработка проходит три этапа: идея – решение – воплощение». «Для нас очень важно, что завод привлекает к деятельности студентов и молодых ученых. Таким образом, специалисты могут прочувствовать реалии и условия работы еще со студенческих лет, так они формируют четкое представление, что их ожидает после защиты дипломов. С другой стороны, предприятие получает молодых специалистов уже с опытом работы, поэтому их адаптация на рабочем месте происходит быстрее», –отмечает Евгений Сокол.

Новая трансмиссия защищена тремя патентами Украины, особенности ее работы опубликованы в ряде статей в авторитетных научных изданиях. На данном этапе опытные образцы трансмиссии уже изготовлены, проведены заводские стендовые и ходовые натурные испытания в составе трактора, которые подтвердили эффективность созданной бесступенчатой трансмиссии. В настоящее время новая бесступенчатая гидрообъемно-механическая трансмиссия ГОМТ -1С установлена на трактор ХТЗ-210, на котором отрабатывается ее микропроцессорная система управления и работа в составе трактора при выполнении транспортных и сельскохозяйственных технологий.

Разработанная трансмиссия вызвала большой интерес среди фермеров и специалистов в области сельхозмашиностроения на международной выставке «Агросалон-2014» и на международном форуме по возрождению фермерских хозяйств в Украине «Агропорт-2014».

По словам В.Б.Самородова, новый трактор ХТЗ-240К с бесступенчатой трансмиссией ГОМТ-1С должен быть представлен на ведущих всемирных выставках сельхозтехники, а в течение 2015 года должен быть запланирован выпуск опытной партии таких тракторов. Также необходима быстрейшая реализация проекта по адаптации новой трансмиссии ГОМТ-1С на тракторах серий ХТЗ-150К, 170 и 172 для освоения вторичного рынка. Профессор Самородов также подчеркнул, что возможность устанавливать новую трансмиссию на уже существующие тракторы (вместо штатной, ступенчатой) значительно увеличит рынок ее сбыта. А самое главное, новая бесступенчатая трансмиссия в составе тракторов ХТЗ - это долгожданный и полезный для тружеников села продукт.

Информационная справка:
На протяжении последних 15 лет ученые кафедры «Автомобиле- и тракторостроение» НТУ «ХПИ» занимаются вопросами совершенствования конструкций и повышением технико-экономических показателей тракторов производства ХТЗ. На этой профильной кафедре под руководством доктора технических наук, профессора В.Б. Самородова созданы и развиваются два новейших научных направления – это структурный и параметрический синтез бесступенчатых трансмиссий транспортных средств и пространственно-топологический подход по определению и прогнозированию основных технико-экономических показателей тракторов. Именно в рамках этих новых научных направлений создана наукоёмкая и высоко унифицированная бесступенчатая гидрообъемно-механическая трансмиссия для колесных тракторов классов 4-5. Творческие инициативы ученых, конструкторов и производственников, и их эффективную совместную работу постоянно поддерживают Генеральный директор АО «ХТЗ» Владислав Губин, технический директор АО «ХТЗ» Вадим Аносов, и.о. ректора НТУ «ХПИ» Андрей Марченко, проректор НТУ «ХПИ» Леонид Товажнянский. Активное участие в идеологии и разработке новой бесступенчатой трансмиссии приняли ученые и аспиранты кафедры «Автомобиле- и тракторостроение» НТУ «ХПИ», заведующий лабораторией Олег Деркач, преподаватели Григорий Аврунин, Сергей Шуба, Иван Яловол, аспиранты Вадим Шевцов, Николай Митцель, Евгений Пилипенко.

Со стороны АО «ХТЗ» большой вклад в реализацию проекта по созданию, изготовлению и испытаниям новой трансмиссии внесли специалисты самых разных служб АО “ХТЗ”, а именно - Каптенков Д.А., Бухалов В.В., Полищук П.П., Лицов В.В., Денисенко И.В., Рукавицин Л.И., Попов Д.Ю., Убейкобылин Ю.В., Чеботаев С.И., Федотов В.И., Шейко Н.Ф., Скалий Н.И., Мешканцев А.В., Зосимов Ю.Т., Павлий В.И., Симонов М.Д. и многие-многие другие.

Видеоверсия выступления сотрудников НТУ "ХПИ" ии АО "ХТЗ"

Руководство НТУ Руководство НТУ "ХПИ" и АО "ХТЗ"


Руководство НТУ Руководство НТУ "ХПИ" и АО "ХТЗ"


Модельный ряд тракторов АО Модельный ряд тракторов АО "ХТЗ"


Л.Л. Товажнянский за рулем нового трактора Модельный ряд тракторов АО "ХТЗ"


Заведующий кафедры АиТ проф. Самородов В.Б. Модельный ряд тракторов АО "ХТЗ"


Коллектив разработчиков Коллектив разработчиков




ХПИ онлайн выпуск "Автомобиле- и тракторостроения"

Преподаватели кафедры Автомобиле- и тракторостроения НТУ "ХПИ" о своих новейших разработках совместно коллективом АО "ХТЗ", экспериментальных исследованиях и уровне обучения Видеоинтервью преподавателей НТУ "ХПИ"

зав. каф. зав. каф. "Автомобиле- и тракторостроения" проф. Самородов Вадим Борисович




Выпуск журнала Agrotoday 2014

В журнале Вы найдете:

1) Новинки техники аграриев.
2) Эффективное использование комплексов трактор-сельхозорудие.
3) Пути энерго- и почво-сбережения.
4) Перспективы развития техники ХТЗ.
5) Изюминки агротехнического применения и агрегирования тракторов ХТЗ со всем спектром почвообрабатывающей и сеющей техники.

pdf версия журнала Agrotoday 2014

Журнал Agrotoday 2014 Журнал Agrotoday 2014


Титульный лист журнала Agrotoday 2014 Титульный лист журнала Agrotoday 2014




ХТЗ совместно с НТУ «ХПИ» разработали новую двухпоточную бесступенчатую гидрообъемно-механическую трансмиссию для колесных тракторов серии ХТЗ-170/240

Харьковский тракторный завод совместно с НТУ «ХПИ» разработали новую двухпоточную бесступенчатую гидрообъемно-механическую трансмиссию (ГОМТ) для колесных тракторов серии ХТЗ-170/240 как альтернативу серийной ступенчатой механической коробке передач 16х8 и рассчитана на двигатели мощностью 125…176 кВт (170…240 л.с.).

Тесное сотрудничество коллектива кафедры «Автомобиле- и тракторостроения» НТУ «ХПИ» и специалистов АО «ХТЗ» при постоянном внимании и содействии в реализации этого проекта со стороны ректора НТУ «ХПИ» проф. Товажнянского Л.Л. и Генерального директора АО «ХТЗ» Губина В.В. позволили в рекордные сроки создать наукоёмкую и высокоунифицированную бесступенчатую трансмиссию для отечественных тракторов.

Её использование будет эффективно как на новых тракторах серии ХТЗ-170/240 так и на вторичном рынке при замене существующих ступенчатых механических трансмиссий на новые бесступенчатые ГОМТ.

Новая ГОМТ вызвала огромный интерес среди фермеров и специалистов в области сельхозмашиностроения на международной выставке «Агросалон-2014» и на международном форуме по возрождению фермерских хозяйств в Украине «Агропорт-2014».

Кафедра «Автомобиле- и тракторостроение» НТУ «ХПИ» за годы ее существования внесла достойный вклад в становление и развитие научной мысли в области теории автомобилей и тракторов. Она занимает одно из ведущих мест по уровню подготовки высококвалифицированных кадров в области автомобиле- и тракторостроения.

Одно из главных научных направлений кафедры – структурный и параметрический синтез бесступенчатых трансмиссий современных транспортных средств.



3-d модели трансмиссии 3-d модели трансмиссии


трансмиссия на испытательном стенде АО трансмиссия на испытательном стенде АО "ХТЗ"


трансмиссия на испытательном стенде АО трансмиссия на испытательном стенде АО "ХТЗ"


Коллектив разработчиков: сотрудники кафедры Коллектив разработчиков: сотрудники кафедры "Автомобиле и тракторостроения" и представители завода "ХТЗ"


Сотрудники кафедры и студенты на выставке Сотрудники кафедры и студенты на выставке "Агропорт-2014"




Хоздоговорная тематика кафедры АиТ на 2013-2015 годы

Между НТУ "ХПИ" и АО "ХТЗ" подписан рамочный договор о крупномасштабном сотрудничестве. С июля 2013 генеральным директором АО "ХТЗ" является выпускник НТУ "ХПИ" Губин Владислав Валерьевич, который придает огромное значение связям науки с производством - НТУ "ХПИ" и АО "ХТЗ"
На первом этапе с целью решения первостепенных задач планируется задействовать 7 кафедр, на втором - 15-17 кафедр университета.
Ведущую и координирующую роль со стороны НТУ "ХПИ" играет профильная кафедра "Автомобиле- и тракторостроения"



Генеральный директор АО Генеральный директор АО "ХТЗ" Губин Владислав Валерьевич


Ректор НТУ Ректор НТУ "ХПИ", директор АО "ХТЗ", зав. каф. АиТ на совещании


Выступление генерального директора Сергея Серебрякова перед ученым советом НТУ Выступление генерального директора ПАО "ХТЗ" перед ученым советом НТУ "ХПИ"




Участие в международных выставках

На VII международном салоне изобретений и новых технологий "Новое время" (27-29 сентября 2012г.) запатентованные разработки НТУ “ХПИ” представляли сотрудники ТМ факультета: ассистент кафедры ДВС Матвеенко Владимир Владимирович и старший преподаватель кафедры АиТ Шуба Сергей Александрович.

Были отмечены наградами и грамотами следующие патенты и изобретения:

- Полимерная композиция (золотая медаль);

- Способ комбинированной обработки материалов (золотая медаль);

- Гидродинамическая муфта транспортного средства (серебряная медаль);

- Поршень для двигателя внутреннего сгорания (серебряная медаль).

Матвеенко В. В. Шуба С. А. Матвеенко В. В. Шуба С. А.


Матвеенко В. В. Шуба С. А. Матвеенко В. В. Шуба С. А.


Представители кафедры АиТ Представители кафедры АиТ


Представители кафедры АиТ Представители кафедры АиТ


Шуба С. А. Шуба С. А.




Трудоустройство выпускников кафедры - "Украинская промышленная энергетическая компания"

Выпускники кафедры АиТ (1999-2001) после прохождения производственной практики успешно работают в составе одного из немногих в Украине конструкторских отделов, занимающихся разработкой высокотехнологичной продукции машиностроительного характера в составе "Украинской промышленной энергетической компании" (УПЭК):

- Главный конструктор Украинского конструкторского бюро трасмиссий и шасси Гриненко Алексей Анатольевич (ТМ-25б, 2001 г.в.)

- Орламенко О.В. (ТМ-23б, 1999 г.в.)
Победитель конкурса «Золотой проект УПЭК» 2009, за совместный проект «Короткая дисковая борона-лущильник ДЛ-2,5»;
Победитель конкурса «Золотой проект УПЭК» 2011 соавтор проекта «Агрегат почвообрабатывающий ДЛМ-8»
Победитель конкурса «Золотой проект УПЭК» 2012 соавтор проекта «Б-40. Балансирная ходовая система сельскохозяйственного бункера-перегрузчика объемом 40 м куб.»

- Слободянюк А.П. (ТМ-27а, 1999 г.в.)
Победитель конкурса «Золотой проект УПЭК» 2009, за совместный проект «Короткая дисковая борона-лущильник ДЛ-2,5»

- Смородинов С. М.(ТМ-24б, 2000 г.в.) - Лучший молодой конструктор 2011г по итогам традиционного Чемпионата профессионалов УПЭК, автор проекта «Культиватор предпосевной обработки»

- Бучко И. Г. (ТМ-24а, 2000 г.в.)
Лаурят конкурса «Лучший молодой конструктор УПЭК» 2012

- Панченко М. А. (ТМ-24а, 2000 г.в.)


Гриненко Алексей Анатольевич Гриненко Алексей Анатольевич


Выпускники кафедры АиТ (1999-2001) Выпускники кафедры АиТ (1999-2001)




Хоздоговорная тематика с АО "ХТЗ"

Закончен этап проектирования бесступенчатой двухпоточной гидрообъемно-механической трансмиссии для тракторов ХТЗ последнего поколения. Активно ведутся работы по организации серийного выпуска данной продукции, что позволит тракторам ХТЗ выйти на новый технический уровень и успешно конкурировать на внутреннем и внешнем рынках.
Не прекращаются работы по разработке научно-конструкторского задела для самого широкого круга потенциальных заказчиков в области авто-тракторостроения, железнодорожной техники, технологической оснастки и механизмов.
Кафедре есть, что предложить заказчикам самого высокого уровня, в том числе Западноевропейским, особенно в областях гибридных приводов и бесступенчатых трансмиссий и систем управления к ним. В рамках последнего, кафедра активно сотрудничает с компанией Sauer-Danfoss.

Конструкция водила Конструкция водила


Сервомеханизм для переключения диапазонов Сервомеханизм для переключения диапазонов ступенчатых и бесступенчатых трансмиссий


Интегральная микропроцессорная система Интегральная микропроцессорная система контроля работы машино-тракторного агрегата




Хоздооговорная тематика кафедры с ХЗТО

Между кафедрой "АиТ" и ХЗТО заключен договор на разработку и обоснование структурной и кинематической схемы двухпоточной трансмиссии УПА-80ПХ с использованием для подъема и торможения гидрообъемного привода





Зав. каф. Самородов В.Б. и ведущие специалисты кафедры на заводеа






Хоздооговорная тематика кафедры с У.П.Э.К

Между кафедрой "АиТ" и АО ««У.П.Э.К»» заключен договор на разработку конструкторской документации безступенчатой гидрообъёмной механической (ГОМТ) коробки передач энергонасыщенных тракторов классической компоновки

Трактор УПЭК




Хоздооговорная тематика кафедры с ХТЗ

Между кафедрой "АиТ" и АО «ХТЗ» заключен договор на разработку безступенчатой гидрообъёмной механической трансмиссии (ГОМТ) для тракторов производства ХТЗ потужністю 220-240 к.с.





Юбилей кафедры

80-лет со дня основания.





Хоздоговорная тематика кафедры

Заключены договора на выполнение опытно-конструкторских работ с ЗАО «ХТЗ» и ИГ «УПЭК» и научно-исследовательских работ с ГП «Завод ПТО» г. Харьков. Общая сумма договоров составила около 900 тыс грн.
Главная          :            История кафедры          :            Образование          :            Наука          :            Техника          :            Кадровый состав

Ukr, Rus