тел.: (057) 707-64-64
                  707-60-66
                  751-18-30

e-mail: sergsel@ukr.net



Ежегодная конференция
Перспективы автомобиле - и тракторостроения


Время проведения: Апрель

Конференция по специальности 05.22.02 - автомобили и тракторы. Зарегистрированна в реестре ВАК Украины



Ежегодная конференция
МИКРОКАД


Время проведения: Май

Доклады магистров, аспирантов и докторантов по специальности 05.22.02 - автомобили и тракторы.




Вестник НТУ "ХПИ" Сборник научных трудов.
Тематический выпуск Автомобиле - и тракторостроение.


Сборник выпускается с 2002г. Содержит материалы отечественных и зарубежных научных школ по современным проблемам автомобиле- и тракторостроения. Всего выпущено 8 выпусков.



Сборник научных трудов.
Конструирование и исследование тракторов.


Выпускается с 1968 года. Принимаются статьи по динамике движения трактора с механической и гидрообъемной трансмиссиями, устойчивости движения и управляемости, нагрузкам в ходовой части, вопросам автоматизации управления режимов работы агрегата, математического моделирования динамических объектов.




Специальность:
Автомобильний транспорт


Специализация:
Автомобили и автомобильное хозяйство. (Разработка технологий эксплуатации и ремонта; автотехническая экспертиза; диагностика систем автомобиля и предпродажная подготовка; организация и оптимизация перевозок; маркетинговые исследования рынка отечественных и зарубежных автомобилей; выполнение менеджерских функций).



Специальность:
Отраслевое машиностроение


Специализация:
Автомобили и тракторы. (Разработка новой техники с использованием систем компьютерного проектирования и современных информационных технологий; аналитическое и экспериментальное исследование и оптимизация конструктивных решений; организация и проведение научно-исследовательских работ в области автотракторостроения).




Современное диагностическое оборудование

Универсальный комплекс для диагностики электронных систем легковых автомобилей BOSCH FSA 740 и KTS-530. Обеспечивает возможность контроля и диагностики 158 автомобильных систем для 1260 типов автомобилей.



Компьютерные классы

Лаборатория кафедры включает два компьютерных класса, оснащенных современными вычислительными мащинами, ориентированными использование таких прикладных пакетов автомтизированного проектирования как Compas, SolidWorks, Mathcad и др..



Лаборатория

Отраслевая научно-исследовательская лаборатория является на сегодняшний день как одной из основных баз для научных исследований в отрасли, так и уникальным наглядным пособием для студентов машиностроительных специальностей. Большая часть лабораторных (34) и практических работ (18) проводится на стендах лаборатории.


Новости


Практика студентов НТУ «ХПИ» на АО «ХТЗ» – важный этап на пути становления молодых инженеров

В апреле-мае 2017 года студенты четвертого курса кафедры автомобиле- и тракторостроения факультета транспортного машиностроения НТУ «ХПИ» проходили преддипломную практику на Харьковском тракторном заводе, который является многолетним флагманом отечественного машиностроения. Побывать в его стенах интересно специалистам любого технического профиля. Что поразило студентов прежде всего – ритмичность, с которой работает сборочный конвейер, а также заполнена готовыми тракторами участок приемо-сдаточных испытаний, где тракторы готовятся к отправке потребителю.
Студенты кафедры автомобиле- и тракторостроения обучающихся по специальности «Отраслевого машиностроения», поэтому выбор места проведения практики в АО «ХТЗ» полностью целевым. При обучении студентов важным моментом является приведение практических примеров рассмотренных конструкций, процессов и методик расчета узлов машин. В этом смысле тракторный завод дает большую пищу, ведь дисциплины, которые читаются в университете, связаны с различными частями трактора. Здесь и трансмиссия, шасси колесного и гусеничного типа, рулевое управление и тормозная система, двигатель и системы обеспечения его функционирования, электрооборудование и система контроля параметров работы трактора, навесное технологическое оборудование.
Преддипломная практика студентов началась с ознакомления завода. Здесь все свое богатый опыт передавал студентам П.П. Полищук, один из ветеранов завода, выпускник кафедры автомобиле- и тракторостроения, который прошел путь от рядового конструктора до главного инженера завода. В сопровождении П.П. Полищука студенты посетили главный конвейер, где познакомились с новыми разработками заводских конструкторов, в частности увидели колесный трактор с ГОМТ разработки кафедры автомобиле- и тракторостроения. Механосборочное производство, заготовительную участок, литейное и кузнечное производство, и, конечно, участок сборки и испытания коробки передач, которая является особой гордостью заводских конструкторов и рабочих, создавших коробку передач с переключением передач без разрыва мощности.
Конструкторы ХТЗ все время пытаются быть на передовых рубежах технического прогресса в тракторостроении. Поэтому изучая со студентами основы проектирования трактора и гидропривода можно найти множество примеров использования конструкторами ХТЗ передовых технических решений последних лет и, прежде всего, разработку ученых кафедры автомобиле- и тракторостроения НТУ «ХПИ» принципиально новой бесступенчатой гидрообъемно-механической трансмиссии (ГОМТ) – первой бесступенчатой тракторной трансмиссии на Украине и первой на постсоветском пространстве.
Особое впечатление произвели стендовые экспериментальные исследования бесступенчатой гидрообъемно-механической трансмиссии, где студенты увидели порядок запуска и работу трансмиссии, проследили за контролируемыми параметрами по частоте вращения, за давлением в объемных гидромашинах и за температурой рабочей жидкости в гидробаке. Следует отметить, что проведенные испытания появились очень важной вехой, так как учеными кафедры и специалистами завода решался вопрос о возможности перехода на гидромотор сокращенного габарита без потери эксплуатационных свойств. И, наверное, напряженный ритм испытаний произвел на студентов должное впечатление, ведь необходимо было уметь выделять главные характеристики работы ГОМТ для дальнейшего анализа и принимать решение о дальнейшем использовании гидромоторов модернизированной конструкции. Ряд студентов присутствовали на техническом совещании заводских конструкторов и преподавателей кафедры, где рассматривались вопросы совершенствования ГОМТ и обеспечения ее системой контроля параметров.
Необходимость проведения стендовых испытаний ГОМТ в полном диапазоне скоростей вращения приводного электродвигателя с нагрузками, а в дальнейшем использование стенда для проведения заводских приемо-сдаточных испытаний ГОМТ при серийном производстве тракторов, стало основанием для доработки заводского стенда. И здесь проявили свои конструкторские возможности студенты группы ТМ-23б и ТМ-24у (Гриненко Г.Г., Лихацкий В.М. и Малий П.Г.), которые спроектировали новую раму для тормозной установки. Разработка сборочных и рабочих чертежей любого узла всегда ответственной задачей, требующей определенных конструкторских навыков, а также знания основ единой системы конструкторской документации ЕСКД, заводских норм точности для обработки деталей, правильного назначения сортамента материала, умение работать с измерительным инструментом при «привязки» узла к месту установки и демонтажа.

(Геннадий Гриненко, ТМ-23б)
На мой взгляд опытно-экспериментальный цех – авангард перспективного тракторостроения ХТЗ. В нем внедряются передовые научно-конструкторские разработки, проходят их испытания и подготовка к производству. Именно здесь происходят стендовые испытания первой в Украине бесступенчатой гидрообъемно-механической трансмиссии, разработанной коллективом нашей кафедры автомобиле- и тракторостроения под руководством профессора Самородова В.Б. Конечной целью этих работ является освоение массового выпуска тракторов ГОМТ, что позволит ХТЗ достойно представлять отечественное тракторостроение на международном рынке, а также уверенно конкурировать с мировыми лидерами тракторного производства.
Мне повезло проходить практику именно в опытно-экспериментальном цехе на стенде бесступенчатой гидрообъемно-механической трансмиссии, совпадает с задачей моей бакалаврской работы – научным обоснованием модернизированной бесступенчатой гидрообъемно-механической трансмиссии для перспективных тракторов ХТЗ мощностью 300 л.с. (Сейчас это не более 240 л.с.). Наибольшее впечатление на меня привел связь экспериментальных данных с результатами математического моделирования рабочих процессов в ГОМТ по давлению, угловых скоростей, КПД, мощностей, параметров регулирования, т.д. Я впервые почувствовал силу инженерного и научного подхода в процессе разработки новейших тракторов, хотел бы и дальше заниматься этим научным направлением.
Студент группы ТМ-23а Ткачев В.Ю. получил самостоятельный участок для работы за компьютером, выполняя по заданию главного конструктора В.В. Бухалова разработку оригинального замка капота двигателя трактора, а затем фаркопа для перспективного трактора ХТЗ-280Т. Большое впечатление произвело на молодого конструктора деловое и дружеское отношение к нему конструкторов заводского конструкторского бюро. Но так на ХТЗ было много десятилетий – старшие помогали младшим, которые вливались в коллектив – именно коллективный труд технически грамотных специалистов позволила создать семейство тракторов Т-150, одного из самых известных брендов в настоящее время.

(Ткачов Вячеслав, ТМ-23а)
Я даже предположить не мог, что практика будет такой интересной. Как только я зашел в конструкторский отдел – место прохождения моей практики, меня доброжелательно встретил главный конструктор ХТЗ Бухалов Владимир Васильевич – выпускник факультета транспортного машиностроения. Он сразу показал рабочее место, компьютер и дал первое задание, которое меня очень удивило, потому что это была деталь, оригинальный замок для капота, который в дальнейшем планируют ставить на новые тракторы. Затем проверив размеры, указав мне на некоторые ошибки и поработав над ошибками, я получив от главного конструктора новая задача – фаркоп для просто невероятного трактора со сменными ходовыми системами ХТЗ-280Т. Понравилось, то, что в течение того времени, когда я был на практике, мне помогал весь коллектив. Я мог обратиться в любую минуту к любому инженера-конструктора и они откладывали свою работу и доброжелательно помогали мне. Поэтому выполнять задачи главного конструктора для меня было не только не трудно, но и очень интересно. Эта практика для меня была идеальной возможностью почувствовать себя настоящим инженером-конструктором, а главное получить бесценный опыт!
Одним из самых интересных и любимых студентами пунктов программы практики всегда экскурсии по предприятию. Эти экскурсии организовал и провел кадровый работник завода, бывший главный инженер АО «ХТЗ», а ныне главный инженер проектов – Полищук П.П. 24.04.17 г. Петр Петрович провел студентов и преподавателей кафедры по главном конвейере – главной артерии завода.

(Константин Чепкий, ТМ-23б)
Впервые прибыв на Харьковский тракторный завод - я был очень впечатлен его масштабами, особенно масштабам главного конвейера сборочного цеха, техническая оснащенность и автоматизация которого на достаточно достойном уровне. Особенно поразил уровень культуры производства и порядок на рабочих местах. Не отстает в этом плане и металлообрабатывающий цех, именно в котором я проходил практику. Работники цеха достаточно доступно ознакомили меня как с основной структурой работы цеха так и с полным технологическим процессом изготовления шестерен и их контроля при производстве. Следует отметить персонал всего завода, который является профессиональным, ответственным и добросовестным. В этом я лично убедился, когда попросил предоставить мне справочные материалы по моему дипломного проекта. Также нельзя оставить без внимания такие подразделения как литейное и кузнечное производство, которые имеют широкую номенклатуру изделий (около 250), что позволяет значительно сократить количество покупных деталей. Особого внимания заслуживает кузнечный цех, поскольку он также является очень продуктивным и позволяет получать поковки, которые используются в качестве заготовок многих деталей. Также весомый вклад в работу завода вносят опытно-экспериментальный цех и управления главного конструктора, которые занимаются разработкой и модернизацией продукции обеспечивает повышение ее качества и конкурентоспособности.
Подводя итоги, для себя я сделал следующий вывод: ХТЗ высокие мощности производства и огромный потенциал, является крупнейшим в странах постсоветского пространства предприятием по производству унифицированных колесных и гусеничных сельскохозяйственных тракторов общего назначения. При наличии высокого спроса на который в первую очередь обеспечивается простотой конструкции, ее относительной дешевизной, доступностью запчастей и может удовлетворить потребности, как отечественных, так и зарубежных потребителей. Мое впечатление после прохождения практики на ХТЗ очень изменило мое представление об этом предприятии – это гигант является гордостью Харькова и Украины.
10 мая 2017 состоялась экскурсия студентов и руководителей практики по сталелитейном цехе ХТЗ, которую проводил начальник СЛЦ Е.А. Морозов. В ходе экскурсии ознакомились с полным технологическим циклом производства отливок, начиная от площади резки и подготовки шихты, технологии приготовления загрузчиков для плавки чугуна и стали 45Л, принципом работы сталеплавильных электродуговых печей, разливки жидкого металла через чайниковые ковши. Кроме того, показан процесс набора арочных кирпичных скреплений для электродуговых печей и изготовления чайников ковшом.
Особый интерес студентов выложила работа пескострельно-прессового автоматической линии №6, прессовой автоматической линии №7 и 8-го литейного конвейера с струшуваючимы формовочными машинами ПФ-2,5. Кроме того, в ходе экскурсии посещена участок цветного и точного литья – это изготовление исправленных моделей, работа индукционных печей, машин центробежного литья и машин литья под давлением.
Группа ознакомилась с технологией изготовления стержней на оборудовании по горячей оснастке и тепловой сушки, а также с работой землезаготовительного отделения. Посетили модельную мастерскую, состав модельной и стержневой оснастки более чем 500 наименований.
18.05.2017 года кузнечный цех посетила группа студентов кафедры автомобиле- и тракторостроения НТУ «ХПИ». Ученики ознакомились с полным технологическим процессами изготовления горячих штамповок, начиная от резки заготовок на прессах и ленточнопильных станках, дальше штамповки поковок в тяжелой и легкой кузнице (штамповка шестерен и вилок). Студентов очень заинтересовала работа молотов, их управляемость и нагрев металла для штамповки. Затем студенты изучили процесс конструирования и изготовления штампов, а так же процесс очистки поковок на дробеметных барабанах. Также показано технология термообработки поковок в проходных нормализующих и закалочных-отпускных печах. Все эти новые разработки студенты увидели уже на доске в аудитории, не в видеофильмах и на плакатах, а непосредственно на заводе. Руководители практики НТУ «ХПИ» и заводские специалисты ставили своей целью ознакомление студентов с работой завода и овладением студентами практических навыков в конструировании отдельных узлов и испытаниях ГОМТ, а, соответственно, к направленности практики (преддипломной) студенты подготовили отчеты, в каждом из которых отражены вопросы, связанные с историей и развитием АО «ХТЗ», изучением отдельных узлов и механизмов трактора, а также отдельные разделы дипломного бакалаврской проекта.
Студенты и преподаватели кафедры автомобиле- и тракторостроения НТУ «ХПИ» провели в АО «ХТЗ» насыщенную и незабываемую практику. Большое спасибо всем ее организаторам – Генеральному директору АО «ХТЗ» А.А. Ковалю, Директору техническому В.С. Пивовару, директору по персоналу Л.С. Товстопятовой, Главному конструктору АО «ХТЗ» В.В. Бухалову, главному инженеру проектов П.П. Полищуку.

Итоги практики по отчетам подводят советник Генерального директора АО «ХТЗ» профессор Самородов В.Б. и главный инженер проектов Полищук П.П. Итоги практики по отчетам подводят советник Генерального директора АО «ХТЗ» профессор Самородов В.Б. и главный инженер проектов Полищук П.П.


Студенты-практиканты (ТМ-23аб, ТМ-24В) на главном конвейере АО «ХТЗ»: в центре главный инженер проектов Полищук П.П. и зав. кафедрой профессор Самородов В.Б. Студенты-практиканты (ТМ-23аб, ТМ-24В) на главном конвейере АО «ХТЗ»: в центре главный инженер проектов Полищук П.П. и зав. кафедрой профессор Самородов В.Б.
Главная          :            История кафедры          :            Образование          :            Наука          :            Техника          :            Кадровый состав